В случаях, когда прирост мощности и момента требуется
только на короткий срок, используется более простая альтернатива механическому
тюнингу – закись азота N2О (нитрос). Нитрос- лучший выбор для тех, кто не хочет
тратить много денег, но при этом хочет добиться существенного увеличения
мощности двигателя. Механический тюнинг подразумевает непосредственное
механическое вмешательство в работу двигателя, переделку его узлов и агрегатов.
Это, в свою очередь, снижает ресурс двигателя, либо ведет к очень дорогостоящим
заменам таких частей, как блоки цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый и
распредвалы, клапаны и т.д. Нитрооксидная система (НОС) включается по желанию
водителя, а все остальное время двигатель работает в своем обычном режиме без
дополнительных нагрузок и расхода топлива.
Откуда же берется прибавка мощности? Плотность закиси
азота примерно на 50% больше плотности воздуха. Кислорода в ней порядка 36%
(против 21% в атмосфере). Тоесть при
разложении закиси выделяется в 1,7 раза больше кислорода, чем его находится в
том же объеме воздуха. Чтобы подать необходимую для мгновенного ускорения
порцию закиси в цилиндры, не нужна турбина или приводной компрессор –
достаточно пустить сжиженный газ из баллона
во впускной коллектор. Что и делают при разгоне, открывая клапан газовой
магистрали посредством дистанционного привода.
Попав в двигатель, молекулы закиси азота под действием
высоких температур распадаются на азот и кислород, и этот самый высвободившийся
кислород позволяет бензину сгорать эффективнее. Давление в цилиндре повышается,
и как результат- повышение мощности. А высвободившийся азот работает как
антидетонатор, не давая процессу горения идти лавинообразно.
Закись азота также увеличивают плотность
топливно-воздушной смеси. Подающаяся в состав смеси в виде сжиженного газа,
закись азота приводит к ее немедленному охлаждению, так как температура испаряющегося сжиженного газа всегда на
несколько порядков ниже температуры окружающей среды. А как известно, более
холодная и более плотная смесь лучше горит и производит больше мощности.
Существуют три типа систем закиси азота - так
называемые: "сухая", "мокрая", и система прямого впрыска
(direct port).
"Сухая” система является самой дешёвой и простой,
закись подаётся одной форсункой в коллектор. Система неуправляема, её можно
только включить и выключить. Под карбюратор или в коллектор за воздушным
фильтром (у впрысковых моторов) врезается дополнительная форсунка для подачи
закиси. Впрыск топлива осуществляется как обычно. Вот в этом-то и проблема. При
подаче закиси азота нужно подать и больше горючего. Иначе смесь обеднится, и
возникнет нежелательная детонация, которая вполне может привести к поломке
двигателя. А поскольку впрыском управляет бортовой компьютер, то приходится либо
перенастраивать его, увеличивая продолжительность открытия форсунок, либо
повышать давление в топливной магистрали.
"Мокрая" нитрос-система - более продвинутое
устройство. Закись подаётся также как в «сухой», но дополнительно происходит
подача топлива с помощью отдельной форсунки, что позволяет избегать появления
детонации и достичь максимальных показателей для этого типа впрыска. Объем
закиси азота и топлива выверяется компьютером нитрос-системы, что делает это
устройство более самостоятельным и удобным в управлении. Единственная сложность
в том, что к такой системе приходится проводить дополнительную топливную
магистраль. Такие системы особо подходят для наддувных моторов.
Третий тип систем впрыска закиси азота – это системы
прямого впрыска. Здесь для каждого цилиндра предусмотрена отдельная форсунка,
которая по команде распределительного блока смешивает и отмеряет необходимое
количество закиси азота и топлива. Таким образом существует возможность
контролировать соотношение закись азота/топливо для каждого цилиндра
индивидуально. Это самый мощный и один из самых точных типов систем. Системы
прямого впрыска являются еще и самыми сложными в установке. В связи с этим, а
также с их высокой мощностью, эти системы применяются в основном на гоночных
автомобилях.
Все эти радости омрачаются некоторым риском. Все
страшные истории про оплавившиеся поршни и сгоревшие движки подкреплены
фактами. Пока вы устанавливаете относительно не мощную НОС (нитрооксидная
система) , опасаться нечего. Главное выбрать правильный комплект для данного
двигателя. 4-х цилиндровые двигатели позволяют получить дополнительные 40-60
л.с., 6 цилиндровые двигатели позволяют получить прибавку в диапазоне 75-100
л.с., малый блок V8 - до 140 л.с., большой блок V8 - 200 л.с. Эта рекомендуемая
прибавка мощности, позволяющая оставить механику двигателя без доработки.
Если же это слишком мало для вас, то вам понадобится
довольно сильно тюнинговать мотор. Сначала - замена шатунно-поршневой группы.
Необходимо использовать кованые поршни вместо штатных из-за возросшей нагрузки
на двигатель. Далее следует замена коленвала и настройка системы зажигания.
Также необходимо использовать качественное топливо или специальный гоночный
бензин. Часто требуется установка более мощного топливного насоса и более холодных
свечей зажигания.
|